Рыбалит старик с внуком:
Внук: дедушка а что это плывёт по речке?
Дед: (непренуждённо) дерьмо.
Внук: а как оно там оказалось?
Дед: а это долгая история.... давным давно жила королева......
(и начинает разказывать сказку).
Внук: а дерьмо причём?
Дед: а я ебу? насрал ктото.
( К. Кузьмин - Спортивное рыболовство - №7 – 2005)
Выбор спиннингового удилища для воблеров и попперов
До поры до времени мы как-то не очень озадачивались проблемой специализации спиннинговых удилищ. И без того было достаточно очевидно, что длинные спиннинги больше подходят для береговой ловли, короткие - для лодочной, легкие - для охоты на окуня и щуку-травянку, более тяжелые - на серьезную щуку или судака. А все потому, что прежде, лет пятнадцать назад и ранее, спиннинг для нас - он был просто спиннинг, один - на самые разные случаи...
Американские каталоги и Русский джиг
Помню, первый каталог Cobela's попал мне в руки в начале 90-х. Помимо общего, невероятного тогда для нас разнообразия ассортимента рыболовных товаров, произвел впечатление один интересный момент. На страницах, где представлялись спиннинговые и кастинговые удилища, для многих из них указывалась специализация. Например, flipping, plugrod, spinnerbait...
Первая реакция на такое подчеркнутое разграничение была какой-то неопределенной. С одной стороны, не совсем укладывалось в голове, зачем надо под каждый тип приманок или вид ловли иметь отдельное удилище, с другой - американцы в подобных вопросах были гораздо более "продвинутыми", нежели мы, поэтому не принимать во внимание заявляемую специализацию удилищ было бы неправильно.
Потом, сопоставив особенности нашего подхода к спиннингу и то, как в основном ловят за океаном, я сделал для себя вывод, что нам нет никакого резона столь же методично раскладывать все по полочкам - в предположении, что для блесен надо иметь одно удилище, для "поролонки" - другое, для воблеров - третье. Нашего брата вроде бы вполне устраивал один-единственный спиннинг - вне зависимости от того, что болтается на конце лески, а все разговоры об узкой специализации удилищ - больше от лукавого...
Однако такая позиция жила недолго. И причиной для ее пересмотра стал все больший интерес к джиговой ловле. И где-то году к 95-му более-менее оформилось понятие "джиговое удилище". А потом пошел тот лавинообразный рост популярности джиг-спиннинга, о котором мы все хорошо помним, и спиннинговые удилища стали делиться на два класса - "джиговые" и "неджиговые".
Что характерно, джиговое удилище в нашем его понимании радикально отличалось от джигового удилища в понимании американцев. Да и многие спиннинги европейских брэндов, рассчитанные на ловлю на джиговые приманки (о чем можно было понять из каталогов или непосредственно по надписям на бланках), не всегда оказывались оптимальными для джиггинга с нашей точки зрения.
Но это все, в общем-то, детали. Главное - прецедент был создан: мы стали очень критично относиться к применимости того или иного удилища для ловли на приманки определенного типа. А это фактически означало, что в том подразделении спиннинговых и кастинговых удилищ на несколько групп по области применения (и в первую очередь - по предпочтительным к использованию приманкам), о котором когда-то заставил призадуматься каталог Cobela's, и в самом деле есть реальный практический смысл. Можно было предположить, что джигом здесь дело не ограничится. Так оно и получилось. И вот теперь мы оцениваем любое удилище не просто по типу "нравится" или "не нравится", а с учетом того, на какие приманки мы преимущественно собираемся этим удилищем ловить.
Тоже революция, но медленная
Воблеры как-то не очень заметно вошли в нашу повседневную рыболовную жизнь. Это вот бурный рост популярности джиговых приманок называли не иначе как "мягкая революция". С воблерами события развивались не столь быстрыми темпами, однако нельзя не констатировать тот факт, что при весьма неспешной динамике перемен воблеры превратились в одну из наиболее рейтинговых разновидностей спиннинговых приманок.
На пути к нынешнему состоянию дел воблеры в нашем сознании прошли несколько стадий. Сначала мы просто для себя отметили, что такие приманки в принципе существуют. Помнится, где-то в начале 80-х в альманахе "Рыболов-спортсмен" прошла статья А. Гусакова "Что может воблер?". Она была очень наивная и, как потом стало ясно, содержала массу неточностей, но дело свое сделало: многие из нас загорелись темой этих "деревяшек"...
Следующий этап был не самым радужным для перспектив воблеров в нашей стране. В магазинах, в отличие от колбасы по два-двадцать, их не было в принципе, а исполнить что-то похожее своими руками - на это был способен далеко не каждый. Те очень немногие представители нашего рыбацкого сословия, что имели возможность привозить или получать снасти "из-за бугра", полавливали на "Рапалу", однако делалось это больше по-пижонски и без глубокого осознания сути происходящего. Для всех остальных оставалось одно из двух - или самоделки, или две-три модели воблеров корявого исполнения от "Балтики".
Но потом как-то не очень заметно воблеры перешли из разряда приманок "для пижонов" в разряд "для эстетов". Они, во-первых, стали доступнее, во-вторых, их начали осваивать серьезные спиннингисты с тонким пониманием рыбалки. По воблерам пошли публикации в периодике - не рекламного плана, а вполне практической направленности. Наконец, воблеры все чаще стали "светиться" на соревнованиях по спиннингу - в роли приманок, позволяющих добиться реальных результатов.
В итоге мы имеем на данный момент то, что имеем. Теперь уже никто особо не удивляется, если, например, в рыболовный магазин приходит человек полуколхозного вида, просит показать ему спиннинг и между делом интересуется у продавца: "А как эта "палочка" будет вести себя с "минношками"?