Сидит на беpегy pечки стаpый дед pыбак.И клюет y него офигенно. А
по беpегy бpодит чyвак y котоpого весь день не клюет.
И вот он подходит к дедy и спpашивает :
- Дед ты на че pыбачишь?
Дед дyмает :
- Hy щас скажy емy на что pыбачy, он pядом сядет и
все pыбy выловит...
И отвечает чyвакy:
- Да на жеванное говно.
Чyвак постоял, подyмал и
yшел.
Пpиходит чеpез полчаса, пpотягивает дедy бyмагy на котоpой лежит говно, и говоpит :
-
Hа дед пожyй, y тебя все pавно pот поганый.
В большинстве случаев эти опасения подтверждаются. Порой после половодья в поименных озерах на некоторое время остается много карася и плотвы, а вот щука уходит отсюда заблаговременно. И только на глубоких плесах хищнику бывает вольготно. Такие места на крупномасштабных картах обозначены расширенными отрезками сплошной голубой линии между штрихами участков пересыхания (см. карту вверху). Они-то, кстати, и являются одними из тех самых «секретных речек» центра и юга России. Однако карта картой, а река рекой. Со времен геодезической съемки и по сегодняшний день много воды утекло, и все могло измениться. Но не настолько, как, чаще всего, мы себе это представляем.
Что же выбрать: пересыхающую речку, старицу или небольшое озеро? Если подобный вопрос вообще возможен, то после малоснежных зим есть смысл в первую очередь обследовать речку, а уж потом закрытые водоемы. В малое половодье озера не соединяются протоками с основной рекой. И это может быть несколько сезонов подряд. Пересыхающая речушка каждую весну бурно течет, следовательно, и рыба в нее ежегодно заходит. Причем совсем не исключено, что она может прийти из большой реки. Согласитесь, что даже мысли о возможности таких миграций крупного хищника нередко рождают у рыбака приятные мечты.
Весной вслед за снежными зимами и сильным разливом озера с протоками и речки с рыболовной точки зрения как бы становятся похожими друг на друга, но продолжают сохранять свои особенности.
Чем же речушка отличается от пойменной старицы? Главное внешнее отличие состоит в том, что у таких речек нет протяженного заросшего мелководья и больших участков заболоченных берегов. Как правило, один из них — это заливной луг, который высыхает, как только заканчивается половодье. Другой берег более приподнят и может быть как залесенным, так и нет.
Несмотря на то что размеры плесов не так уж и велики, дно у них имеет сложный рельеф. Есть прибрежные и русловые ямы, разноглубинные приямки иногда даже маленькие каменистые гряды. Конечно же полный набор этих аномалий дна в пределах плеса сразу не встретить, но в целом их предостаточно. Глубокие плесы — это, скорее всего, основные и, возможно, зимовальные ямы некогда полноводных рек. Сейчас здесь редко присутствует коряжник. В сильный разлив чуть ли не все упавшие деревья выносятся большой водой на мелководные и в дальнейшем пересыхающие участки реки, но для щуки и без подводного бурелома хватает места для засады. С прогревом воды на глубинах до 3 м начинает быстро развиваться подводная растительность. Глубже этой отметки ее бывает меньше, а в самом омуте часто скапливается всякий речной хлам.
Увы, но в последние годы и на таких плесах щуки приличных размеров стало меньше, а то и вообще нет. Ее не найти в канавах, вдоль которых идут дороги, в неглубоких озерах в пределах поселков. Из этих водоемов ее методически из года в год вылавливали всеми способами и вот сейчас как говорится, результат налицо.
Дождливым летом речки опять становятся полноводными. Правда, бывает это не уж и часто. В балках появляются ручьи, которые легко перейти. Для спиннингиста они не представляют интереса.
Щука в это время не покидает облюбованные плесы, и неплохо ловится.
Безрыбными являются и участки частично прочищенного русла возле некоторых сел. Из-за того, что в последние весны окраины поселков стали подтапливаться и заболачиваться, возле них экскаватором прорыли небольшие рвы. Они в какой-то мере решили проблемы местных жителей, но количество щуки в речке не добавили. В жару канавы также пересыхают, что, впрочем, и должно быть, ведь цель их — не восстановление русла реки, а лишь «профилактика затоплений». Во всех других местах «пятнистую» можно поймать почти всегда, только надо хорошенько поискать.
Кто ищет, тот всегда найдет
Как обычно поступают, когда приедут на небольшой водоем со стоячей водой, зарослями камыша и лежащими недалеко от берега деревьями? Конечно же садятся в лодку и облавливают все прибрежные «достопримечательности» воблерами и блеснами, а по теплой воде еще немного погоняют поппер. Такая стандартная схема безупречно работает на озерах, прудах, заросшем мелководье малых и больших рек. На пересыхающей речке тоже нужно сначала половить у берега, но основной поиск щуки все же необходимо вести в более глубоких местах.
Если судить по моим уловам, ямы не являются ее круглосуточным пристанищем. Сразу после половодья и до закрытия плеса крупная щука мне попадалась утром в мелководных, не зарастающих травой заводях, у песчаных или щебенистых берегов, с поздней весны и до ранней осени — еще и возле островов кувшинок посередине плеса. Но уже примерно с 11 часов и до вечерней зари, причем как в солнечный, так и пасмурный дни, она брала исключительно в ямах.
Находишь такую яму — все, ты с рыбой! Это может быть и одна, и три, и пятнадцать штук. Их количество напрямую зависит от размеров углубления, а также, каким по счету рыбаком после нереста на ней ты ловишь. Но щука здесь очень разборчивая и осторожная. Настолько, что рыбалка с берега с соблюдением примитивной маскировки может быть удачнее, чем ловля с лодки. Однако и замаскировавшись на «горячей» точке, приходится перепробовать довольно много приманок.