Ранне утро. Едет мужик на pыбалк.
Вдpуг из кустов с мигалками выезжают ГИБДД и останавливают его.
ГИБДД: - Документики.
Мужик даёт пpава и техпаспорт.
ГИБДД: - Hоpмальные люди в такое вpемя дома спят, а вы едете куда-то...
Мужик: - Hу и я вот думаю, ноpмальные дома, а вы по кустам пpячетесь...
Давайте представим практически отвесный свал, на который течение принесло большую корягу - почти целиковую крону дерева, упавшую с подмытых берегов во время паводка. Понятно, что ни какая "незацепляйка" не даст полной защиты от зацепа. Если вы готовы расставаться с приманкой на каждом третьем забросе, то - пожалуйста, но учтите, что рыбалка может стать менее накладной и более эффективной. Как и в описанном ранее случае, в осуществлении удачной проводки нам поможет течение. Мы встаем на якорь ниже коряги под углом примерно 45 градусов (рис. 4) и на расстоянии 25-30 м от свала. Дальше вставать не имеет смысла, ввиду того, что течение сильное, рыба держится больше у самого свала за корягой, и потому это расстояние заброса - оптимальное для наилучшего контакта с приманкой в момент, когда она двигается на вас.
Встав на якорь в нужном месте, мы производим забросы вверх по течению под углом, примерно равным 45 градусам, т.е. непосредственно на границу "владений" коряги и безопасной зоны (см. рис. 4), и начинаем плавную проводку. Правильно подобранная приманка начинает, благодаря силе течения, двигаться по траектории, которая обозначена на рисунке пунктиром.
Конечно, можно встать на якорь вплотную к коряге и использовать хорошо известную проводку против течения, но тогда вам сложно будет обловить самые "сладкие" метры непосредственно у коряги, да и, к тому же, появятся очень большие шансы намертво зацепиться якорем. Основным трофеем подобных мест является судак, причем сравнительно крупный.
Участок без названия
Теперь перейдем к самому, наверное, недооцененному участку переката, для которого какого-то специального названия я, по крайней мере, не слышал, да и сам, честно говоря, придумать не могу. Но попытаюсь его обрисовать. Представьте семе, прямой участок реки, со средними глубинами, без ярко выраженных изменений рельефа и со сравнительно сильным течением. Вроде бы нет ничего, что могло бы заставить рыболова остановиться и обловить данное место. И многие благополучно проплывают мимо - и совершенно напрасно.
Обычно дно в таких местах жесткое и изобилующее небольшими канавками, образовавшимися в результате вымывания более мягких включений. Эти канавки не слишком заметны, и недорогие модели эхолотов могут их и не засечь, а нащупать при помощи контрольных забросов приманки вообще проблематично - из-за сильного течения. Но как бы то ни было, рыба в таких местах держится.
Другой вопрос - как ее взять? Стандартные джиговые приманки работают не во всех случаях, даже очень тяжелые. Подобрать оптимальную массу приманки непросто, порой - невозможно: слишком тяжелый груз волочится по дну, при этом его все одно сносит, а слишком легкий - проносит над перспективным местом, и результативной проводки не получается. Забросы вниз по течению возможны, но у них очень низкий КПД, т.к. нет привязки к конкретному свалу или коряге, как в предыдущих случаях.
Довольно часто выходом может стать ловля с дрейфующей лодки, - сила течения слегка компенсируется движением лодки и проводка получается очень неплохой. Но иногда течение может быть слишком сильным, а интересующий нас участок - непродолжительным, тогда лодка быстро проносится над ним и формальной проводки не получается.
В подобной ситуации нет другого выхода, как замедлить движение лодки. Некоторые рыболовы, в частности - те, что ловят в отвес на блесну или крупную мормышку с живцом, пользуются так называемым "парашютом" - приспособлением, которое плывет по поверхности за лодкой и тормозит ее движение. Для них дополнительное оборудование оправданно, т.к. их приманка находится непосредственно под лодкой. Мы же ловим на джиг, значит - наша ловля подразумевает заброс приманки на какое-то расстояние от лодки, так что мы вполне можем обойтись имеющимся в каждой лодке якорем.
Опускаем его на дно так, чтобы он едва его касался. И в таком положении якорь будет лишь тормозить лодку, а не останавливать, и нам удастся совершить приемлемую проводку, на которую может соблазниться любой из озвученных ранее хищников.
Ну, вот, наверное, и все рекомендации, которые мне хотелось бы дать. Безусловно, все они очень приблизительные, и дело не в том, что я что-то утаил. Нет, просто каждая река - загадка. Наверняка, перекат, расположенный на реке возле вашего дома, чем-то да отличается от описанных в этой статье мест, но я надеюсь, что изложенная мной информация поможет вам быстрее найти подход к интересующему вас водоему.
(материал публикуется с разрешения редакции журнала "Спортивное рыболовство")