Грузин решил пойти на охоту на уток. Пришел на базар сокола
выбирать, но русский Ваня ему вместо сокола кукушку подсунул. Приехал грузин на природу, спугнул
уток, выпускает "сокола". Ну, кукушка взлетела, села на дерево и сидит, кукует:
- Ку-ку.
Грузин:
- Как каку? Самую жирную!
А теперь поговорим подробнее о строении и об игре твистеров и виброхвостов, а также посмотрим, как мы можем влиять на нее ( рис.15 ).
Что определяет игру твистера? Это в первую очередь сама конструкция изделия и затем мягкость материала.
Есть несколько вариантов строения “вьющегося хвоста” (рис.64). Ведь мягкие пластики должны ловить везде: и в тиховодье, и на любом течении. Причем может использоваться проводка как по течению, так и против него. Совершенно ясно, что для разных условий желательно и применение наиболее подходящих приманок. Ведь и слишком вялая, и чересчур активная игра может насторожить хищника и он воздержится от хватки. Поэтому очевидно, что твистер для тиховодья должен иметь самую подвижную игру, а для течения — более спокойную.
Рис.64. Строение хвоста твистера и его влияние на игру:
а) сильно изогнутый хвост; б) нормально изогнутый хвост;
в) слабо изогнутый хвост.
У твистера на джиг-головке играет только хвост, поэтому на его строение и нужно обратить основное внимание. Само же тело неподвижно, а его длина должна быть такой, чтобы крючок вывести в задней трети ( рис.15а ). Длинное тело можно обрезать спереди, короткое - в крайнем случае насадить не до конца. Но хвостик всегда должен оставаться свободным.
Форма хвостика — запятой, а конкретно - его конфигурация и толщина оказывают основное влияние на игру приманки. На рис.64б изображен стандартный твистер, а рядом — его более и менее “загнутые” собратья. Чтобы примерно понять, как будет играть ваш твистер, положите его вогнутой частью на плоскую поверхность и аккуратно растяните. Выпрямившийся хвостик изогнется в виде некоторой волны.
Сравнив различные варианты, можно уже сделать первые выводы, а именно:
1. Чем больше хвост закручен внутрь, тем больше перегибов он дает при игре. Причем точки перегибов определяются конкретными точками на хвосте твистера.
2. Чем толще хвост, тем медленнее и размашистее получаются колебания при проводке. А тонкий и мягкий “вьется” у самой оси, почти не разбрасываясь в стороны. Кстати, некоторые модели имеют не округлую, а более выраженную “угловатую” геометрию хвоста согласно точкам перегиба (рис.65).
Рис.65. Выраженные точки перегиба на хвосте твистера.
В ванной можно практически исследовать каждую приманку и составить полное впечатление о ее игре.
Аналогично рассмотрим и различные модели виброхвостов. Их игра зависит в основном от формы и размера лопасти, а также от конструкции предхвостового сужения.
Характер игры определяется хвостовой лопастью: ее массой, высотой и шириной. Высота лопасти больше влияет на амплитуду колебаний, а ширина — на их частоту.
Тело виброхвоста тоже имеет характерные участки ( рис.15б ). Передний — примерно одинаковой толщины, на нем располагается крючок. От точки сужения корпус рыбки начинает утоньшаться как по высоте, так и по ширине, и достигает минимального сечения в точке перегиба. Именно там начинаются основные колебания хвоста, хотя слегка играет и верхний участок от точки сужения до точки перегиба. Таким образом предхвостье и сама лопасть являются подвижной “играющей” частью риппера.
Теперь, когда мы рассмотрели основные детали твистеров и виброхвостов и уже представляем, что зачем нужно — можно попытаться изменить игру приманок по своему вкусу.
(Андреев В. Мягкие приманки для спиннинга. М.:2001)