Отправились двое новых русских в тайгу на лосей охотиться. Наняли
вертолет.
Летчик их на место доставил и говорит:
- Имейте в виду, больше двух лосей борт
взять не может. Не потянет вертолет.
Потом прилетает, чтобы клиентов забрать, а те четырех лосей
настреляли.
Летчик им:
- Нет, только двух возьму. Я же предупреждал. Ну нельзя перегружать
машину.
А новые русские ему:
- Ну о чем базар, командир? Ты не волнуйся, мы тебе заплатим. Мы
год назад здесь охотились, тоже тогда четырех лосей завалили. Так летчик тоже тогда сомневался, мы
ему заплатили, он всех взял. И тебя не обидим.
Уговорили, короче. Погрузили всех, взлетели, через
две минуты упали. Через час пришли в сознание.
Один спрашивает у другого:
- Мы где?
-
Похоже, метров 200 от того места, где в прошлом году ебанулись.
рис 1. Перспективный участок для ловли голавля. А - очень сильное течение, Б - лучшие места для ловли, В - нет сильного течения, места стоянки малька.
«Оттолкнемся» от основного инстинкта рыбы - питания - и постараемся ответить на вопрос, что голавль делает на перекате и где ему легче там «перекусить». Крупных особей интересует, конечно же, мелкая рыба. Насекомые хороши только в момент массового вылета, когда они становятся обильным и легкодоступным кормом. Трофейный голавль питается именно мальками - битыми, оглушенными или просто не справившимися с течением. На малых реках, где часто встречаются небольшие мелководные перекаты, голавль стоит ближе к их окончанию. Это объяснимо - там и корма больше, и течение меньше. В качестве примера можно рассматривать, например, Мcту, Цну или Ловать. Гораздо сложнее найти голавля на протяженных перекатах больших и средних рек, таких как донская Медведица, Хопер, Верхний Дон.
На больших реках мелководные быстрые участки с твердым дном тянутся на несколько сотен метров. На таких перекатах голавль выбирает участок с достаточно ровным дном и умеренным течением. Желательно наличие укрытий или преград в виде камней или глиняных выходов там, где потоки воды завихряются. Такие места хороши и для отдыха голавля, и для его кормежки. Отлично, если помимо всего перечисленного поблизости есть местечко, в котором стоит мелочь. Ее периодически как бы сдувает на обед голавлю.
Там, где скорость течения максимальна, на поверхности образуются волны. Создается впечатление, что река не успевает пройти этот участок. В таких местах не обязательно должно быть мелко, но рыба здесь не в состоянии удержаться. Напротив, если течение умеренное, то поверхность воды - ровная, а «бугры» на ней свидетельствуют о том, что на дне лежит валун или коряга. Такое место лучше всего подходит для голавлиной ловли.
Вспоминаю одно уникальное место на Дону - пример довольно показательный (рис.1). Мы - трое спиннингистов - впервые увидели огромный перекат. Когда прошла оторопь, осмотрелись, походили пару минут по берегу, надели забродные комбинезоны, собрали снасть - и в воду. Солнечный день, широченная река и очень бурная, очень. Если бы не опыт, то пришлось бы методично облавливать около 1200 квадратных метров переката.
Через полтора часа картина стала проясняться. Мели и сама «бурлилка» для ловли исключены. Под крутым берегом в тени нависших ветвей, на сплавленный по глубокой струе воблер последовала узнаваемая голавлиная хватка... и сход. Все.
Облавливание мельничного омута, столь многообещающего, ничего не дало. Мы переместились к противоположному берегу, обстановку у которого удалось узнать, только до него добравшись, - река-то широкая. Но, дойдя, «вычислили» вторую перспективную зону. Там и была поймана вся рыба.
рис 2 Второй перспективный перекат. А - стоянка голавлей возле главного изгиба берега.
Рыбный участок оказался совсем небольшим. Умеренное течение (во всяком случае, с ног не валило), глубокое стоячее место у острова, кишащее мальком, редкая травка и валуны. Если вы думаете, что поклевки последовали сразу, то отнюдь нет. Подобрать приманку было не просто, но об этом позже.
В этот же день наша троица во главе с Андреем, представителем принимающей стороны, попала на перекат в 3 км ниже по течению, который разительно отличался от первого (рис. 2). У обоих перекатов общего только и было, что река, остров и голавль.
От начала переката до острова глубина реки не превышала 0,7 м . За островом ниже по течению начиналась коса, тянущаяся вдоль реки, по ней мы и передвигались. Методичные забросы троих уставших, но решительно настроенных рыболовов успехов не принесли. Течение было ровным, умеренным, на дне редкая травка, а поклевок нет.
Наконец нашли место, где река немного расширяется (если бы мы сплавлялись по реке, то этого и не заметили бы). Вода в этом месте чуть усмиряет свой бег, и этого «чуть» вполне хватило для стоянки четырех отменных голавлей, которых мы очень быстро поймали. А ведь площадь участка не превышала 40 м2. Условия для ловли были сложными, заброс - на пределе возможного, и если не маневрировать удилищем, то приманку моментально сдувало в основной поток -облавливали всего каких-то пару метров. Представляю мучения, которые нам пришлось бы испытать, рыбачь мы с леской толще 0,18 мм. Все-таки «FireLine» димаетром 0,1 мм в таких случаях незаменима.