Охотники спорят кто круче. Один говорит:
- Я с завязанными глазами, положив руку на зверя, определяю, что за зверь, сколько лет, когда и
чем убит.
Ему не верят, спорят на пузырь водки. Завязали глаза - отгадал. Выпили пузырь, поспорили ещё -
отгадал... утром просыпается, жена надутая.
- Дорогая, ты чем обижена?
- Ты меня ночью достал. Руку ложишь на лобок и орёшь:
- Ёжик, 35 лет, убит позавчера топором в спину!
Смазка , нанесенная на заводе на механизмы катушки , выдерживает примерно год в зависимости от интенсивности эксплуатации катушки . Поэтому своевременно позаботьтесь о профилактике и замене смазки . Настоятельно советую закапывать 1-2 капли жидкого масла ( оно обычно прилагается в комплекте , если же нет - его можно купить в рыболовном магазине ) в подшипник ролика лесоукладывателя после двух - трех рыбалок . Это лучше делать с помощью одноразового шприца с иглой , точно дозируя количество смазки . Очень хорошо , если вы привыкнете каждый раз после рыбалки очищать катушку от пыли и грязи . Для этого нужно обзавестись мягкой кистью , зубной щеткой с обрезанным наполовину высоты ворсом и желательно щеточкой
от туши для ресниц ( ее , естественно , нужно хорошенько помыть сначала ), чтобы подлезть в труднодоступные места на катушке то 15). При разборке катушки ( напомню : если она уже не на гарантии ) пользуйтесь только специальным , а не подручным инструментом ( фото 16). Простые отвертки для монтажа электрики не подходят для наших целей , ими легко " порвать " шлицы винтов , которые не всегда можно заменить .
Выводы
- Для снятия старой смазки можно использовать только чистый ( осветительный ) керосин или уайт - спирит . Не применяйте при этом ватные палочки - волокна ваты очень трудно удалить .
- Используйте для смазки только рекомендованные фирмой - изготовителем масла . В качестве жидкой смазки в крайнем случае возьмите масло для швейных машин .
- При разборке узлов , в которых имеются пружины , будьте внимательны . Соскочившую и улетевшую пружину найти очень трудно .
Зачем нужны тормоза?
Вы, наверное, замечали суровые рекламные щиты ГИБДД на дорогах: "Тормоза придумал трус?" Смысл их прост и призывает воврея одуматься и нажать на педаль тормоза. К этому же я призываю и при пользовании катушкой на рыбалке, поскольку фрикционный тормоз можно рассматривать как некую систему, защищающую не только весь механизм от перегрузки, но и рыболова от неприятностей. Например, на многих моделях катушек Shimano тарированная пружина фрикциона обеспечивает усилие срабатывания тор моза, которое составляет 3,5 кг - для мясорубок" размера 1000, 5 кг - для 2000 и 2500, 7 кг - для 3000 и 9 кг - для размера 4000. Но эти цифры рассчитаны только на статику, то есть когда механизм находится в состоянии покоя и ручку катушки не вращают. При этом шпуля с усилием проворачивается, сдавая леску под натяжением. Стоит несколько, примерно на 25-30 %, увеличить тягу, начав вращение ручки, и шестерни могут "полететь"! Схожие с Shimano данные приводятся и в прилагаемом руководстве для катушек серии Dia Aswell корейской фирмы Wonder , хотя мне они кажутся завышенными на 15-20 %. По существу, максимальное усилие срабатывания фрикционного тормоза, когда шпуля еще сдает леску при потяжке рыбы, а ручку не вращают, и есть показатель пресловутой прямой тяги катушки. Кстати, на многих рыболовных катушках при максимально затянутом фрикционе (это касается и "безынерционок", и "мультов") шпуля все еще может провернуться под большим усилием. Это совсем не означает, что такую катушку нужно браковать, просто фирма изготовитель позаботилась о долговечности своего изделия.
Выводы
• Не требуйте от катушки больше того, что она может дать.
• Наматывайте на катушку только такую леску, разрывная нагрузка которой не превышает усилие срабатывания ее фрикциона. В качестве отправного диаметра можно взять среднее его значение, обозначенное на катушке или ее шпуле.
• Затягивая "намертво" гайку фрикциона, вы рискуете вывести катушку из строя навечно. Вот, собственно, в основном и все, что нужно знать о катушках, чтобы они служили долго и безотказно. Отдельные нюансы обслуживания и ремонта катушек остались за пределами нашего обсуждения, но мы к ним еще вернемся. И помните, катушка любит смазку, заботу и ласку.