Назад  Май 2017  Вперед
16
ТОП СТАТЕЙ
Прочитана 281916 раз
Прочитана 266802 раз
Прочитана 236952 раз
Прочитана 214158 раз
Прочитана 200381 раз
Прочитана 194459 раз
Прочитана 191122 раз
Прочитана 160828 раз
Прочитана 147439 раз
Прочитана 140608 раз
Погода
ЮМОР
а станции пpоката лодок смотpитель смотpит в бинокль и кpичит: - 99-я лодка, возвpащайтесь, ваше вpемя вышло!!! 99-я лодка, возвpащайтесь, ваше вpемя закончилось!!! Так пpодолжается несколько минут. Hаконец, подходит его помощник и говоpит: - Слушай, а у нас в пpокате всего 70 лодок?! Смотpитель думает, а затем кpичит: - 66-я, вашу мать, у вас что, какие-то пpоблемы?!
  логин:     пароль:   войти

 

 

 

Загадки ауры воблера

(М. Яруллин - Спортивное рыболовство №7-2010)

загадки ауры воблера минноу фэт крэнк спиннингВоблеры... Популярность их давно превысила всяческие пределы, а число статей, посвященных этим симпатичным «игрушкам», исчисляется, наверное, тысячами. Казалось бы, писать о них уже нечего, но я все-таки попытаюсь еще раз коснуться этой затертой до дыр темы, взглянув на нее под углом личной практики ловли и собственного опыта изготовления воблеров и других спиннинговых приманок. Надеюсь, эти заметки пригодятся коллегам в познании и освоении многообразного воблерного арсенала.

Что происходит с воблером во время наших с ним манипуляций? Какие процессы вызывает эта приманка при своем движении в воде, как они могут воздействовать на рыбу? Насколько важна реалистичность этой приманки?

Вот, например, в наших руках две красивые и изящные модели. На фото 1 - полноценная имитация живой рыбки, которая и своими движениями в воде почти не отличается от оригинала. Вроде бы все ясно и понятно: хищник увидит привычную «еду» - и захочет ее съесть. Но зато на фото 2 - воблер, не совсем-то и похожий на какой-то реальный организм, живущий в воде - ни видом, ни движениями при проводке. Однако рыба и его с жадностью атакует. Почему? В чем секрет?

Необходим реализм?

Давайте подробнее рассмотрим первый, самый реалистичный вариант. Это, конечно же, воблер типа минноу, его представители дублируют небольшую рыбку с телом прогонистой формы (фото 3). Современные технологии позволяют не только полностью скопировать форму прототипа, но даже и другие его параметры: искусственная кожа, серебристая рельефная чешуя, подвижные плавнички, гибкое, подчас многосоставное и мягкое тело - все это создает образ настоящего малька, привычной жертвы щуки или окуня.

Казалось бы, один их главных и решающих факторов успеха при ловле - схожесть воблера с оригиналом - достигнут. Что, теперь мы с уловом? Увы, практика часто показывает, что не все так хорошо. Самый простой и наглядный пример – это нужная окраска приманки. Ладно, на большой глубине ее подбор не так важен, поскольку цветовой спектр не только меняется по мере погружения на каждый очередной метр, но и просто теряет свою насыщенность, вплоть до визуального восприятия всего в черно-белых оттенках. Но ведь это не должно относиться к приповерхностным приманкам, где в связи с небольшой глубиной погружения реалистическая окраска должна оказывать ощутимое влияние на рыбу. Например, из практики ловли моего любимца голавля я знаю, что в пору массового вылета насекомых эта рыба явно реагирует на натуральные зелено-коричневые тона (фото 4). Но раз реагирует – значит, различает и выбирает. И вот тут, если опираться на теорию истинной имитации, возникает вопрос: а на что же тогда похож воблер с ядовито-кислотной раскраской (фото 5)? Ничего, даже близко, похожего в природе не существует. А рыба на такие приманки активно откликается, и зачастую востребован бывает лишь подобный цвет.

загадки ауры воблера минноу фэт крэнк спиннингДалее можно рассмотреть необходимость реалистичности формы воблера. Вытянутый силуэт минноу, понятно, имитирует малька, а вот на кого может походить фэт (фото 6) почти шарообразной формы? В наших пресных водоемах нет ни одного подобного вида рыбы. Может, он напоминает рыбе насекомое, этакого жука-плавунца или какое-нибудь земноводное существо наподобие лягушки? Возможно, но лягушки-то никогда не движутся так, как трепещет при проводке воблер формы фэт. То же касается и имитаций насекомых – например, кузнечика, который мало того, что вибрирует так, как живому прототипу и не снилось, так ведь еще и заглубляется порой до двух и более метров. Вы можете представить натуральную пчелу, которая активно «жужжит» как эта (фото 7) на глубине полтора метра? Естественно, это невероятно, и значит, что в каких-то случаях визуальная имитация совершенно не важна. Так что же тогда главное?

Вибрация, дружно догадаемся мы, и в основном (но далеко не всегда!) будем правы. У воблеров, имеющих выраженную собственную «игру», вибрация является в одних случаях раздражителем, а в других - имитацией «звукового фона» движения реального кормового объекта. Порой малейшее ее изменение может стать решающей для уловистости приманки. Разные виды рыб, в разных условиях и на разных водоемах предпочитают разную вибрацию. Это не новость, и не просто так существует столько всевозможных видов воблеров (фото 8) с различными параметрами «игры», которые бывают востребованы в какое-то именно свое время.

загадки ауры воблера минноу фэт крэнк спиннингНо тут же следует вспомнить про приманки без своей «игры», например, твич-бейты, у которых практически отсутствуют какие-либо собственные колебания (фото 9). Рыба обращает внимание на подобные воблеры, как кажется на первый взгляд, только благодаря принудительной анимации, т.е. реагирует на рисунок движения, который мы задаем приманке своими действиями. Но опять же почему-то не каждая «пассивная приманка» оказывается уловистой, хотя визуально они могут быть и похожи, да и движутся вроде бы аналогично. В чем же тогда заключена та самая изюминка уловистости воблера? И вот здесь пора поговорить о скрытых гидропроцессах, которые не видны «невооруженным взглядом».

В чем же суть?

Если смотреть вглубь происходящего под водой и попытаться вникнуть во все тонкости, то «игра», вибрация и вообще любое движение воблера в воде (и любой спиннинговой приманки) – это сложный гидроакустический процесс, содержащий много составляющих. Можно сказать так: воблер своим движением активно возмущает воду, тем самым создавая сложную гидроволну, в которой присутствуют самые разные частоты и амплитуды. Вода очень чувствительная среда, отлично передающая любые колебания, возникающие в ней, а они, получается в нашем случае, есть не что иное, как звук, понятие которого как раз и характеризуется как «периодическое колебание среды».

Выходит, весь процесс движения воблера в воде можно охарактеризовать одним общим понятием – «звучание». И оно состоит из многих компонентов. Например, тембра звука. Этот фактор вряд ли кто ставит во главу всех параметров при создании воблера. А он не менее важен, чем остальные составляющие звука. Тембр звука определяется формой звуковых колебаний, и, например, «чистым тоном» называется звук источника, совершающего «гармонические колебания одной частоты». А что будет, если какая-то часть воблера не попала в эту частоту на несколько герц? Например, благодаря звону тройников при проводке? Ну, представьте себе по аналогии звук расстроенной и правильно настроенной гитары. Разница общего звучания при небольшом изменении звука всего одной струны может быть разительна. То есть тембр источника может быть гармоничным, и наоборот – раздражающим для рыбы, если всего одна его деталь издает звук «неправильной» частоты.

загадки ауры воблера минноу фэт крэнк спиннингНа практике мы видим подтверждение значимости звучания по реакции мелочи – скажем, уклейки или пескарей - на воблер, превышающий их размеры вдвое (фото 10). Ничего кроме колебаний-звука не может привлечь этих малявок к столь «великовозрастной» для них приманке. Притягивать их может только «свой» звук, «родственные» колебания. И этот же параметр, только иного рода, пугает и заставляет разбегаться их в стороны даже на довольно большом расстоянии в противоположном варианте. И если для мелочи такой тип звука приманки будет «враждебным», то вот, допустим, для окуня может оказаться, наоборот, привлекательным: он «слышит» его издалека и атакует без раздумий. То есть реакция рыбы на разные тона разнообразна, и именно тон можно считать одним из самых важных в общем звучании воблера.

В итоге мы можем получить «положительные» колебания, привлекающие к себе даже некрупную «бель». Или наоборот - не требуемый нам чистый и гармоничный звук, а полную его противоположность: пугающий все живое шум, отличающийся от нужного нам тона тем, что ему не соответствует какая-либо определенная, привлекающая или раздражающая, высота составляющей звука. То есть в этом шуме будут присутствовать смешанные в неправильной, хаотичной «пропорции» колебания всевозможных частот и амплитуд. И если, допустим, амплитуды и частоты в процессе движения будут изменяться, то в итоге мы можем получить «негармонические колебания» - биения амплитуды со звуковой частотой, налагающейся на несущую частоту колебаний. Как бы сложно это не выглядело, а суть проста: все составляющие колебаний должны находиться в определенной гармонии, которая соответствует виду и настроению рыбы.

Звучание в воде

Учитывая все вышеперечисленное, надо признать, что звук для движущегося воблера – это основополагающий фактор. О его значимости может сказать и такой параметр, как скорость распространения звука, которая в воде, как известно, в четыре раза быстрее, чем в воздухе. Мы знаем, что рыбы чутко улавливают инфразвуковые (низкочастотные) волны, создаваемые возмущениями воды разного рода - например, из-за штормовых волнений или громовых раскатов приближающейся грозы. Таким образом, они заранее чувствуют приближение непогоды, намного раньше, чем мы, и соответствующе реагируют – к примеру, активно питаются перед периодом вынужденной пассивности.

Но это всего лишь малая толика его значения, поскольку звук в полном объеме – это сложный и многогранный параметр, в котором, в нашем случае, нужно особо выделить его амплитуду и частоту, о чем говорилось выше. Скажем, тот же инфразвук - это составляющая не только звуков природы, но и движения всех живых организмов, которые являются для рыбы очень важными и несут в себе немало информации. Но такой звук почти недоступен для человеческого уха, и мы просто не можем ощутить, осознать и проанализировать даже малой части всего низкочастотного спектра, который могут издавать наши приманки.

А они очень важны, т.к. при перемещении рыб прежде всех создаются именно инфразвуковые (низкочастотные) колебания, быстро распространяющиеся в воде. Эти колебания хорошо чувствуют хищники на довольно большом расстоянии - и легко определяют расположение, направление движения и даже настроение добычи. Инфразвуковые волны очень информативны, и распространяются с особой скоростью, которая намного быстрее, чем само движение воды, создаваемое нашей приманкой, и улавливаются они рыбой тоже быстрее. Просто припомните, как идет волна от падения предмета в воду и реакцию рыбы на этот всплеск: волна только набирает разбег, а рыба уже исчезла из вашего поля зрения. О чем это говорит?

 

 

 

 

1   2   3   

НА ФОРУМЕ
РЕКЛАМА
  
СЛУЧАЙНОЕ ФОТО
GONEfishing © 2005-2017
При использовании материалов активная ссылка на сайт www.gonefishing.ru обязательна.
Яндекс.Метрика       .::РЫБАЦКИЙ ПОРТАЛ :: Top 100 ::.       Яндекс цитирования
[Time: , MySQL: ]