Реальное же его действие очень заметно зависит от фурнитуры. Приведенный выше пример со спиннингом "Престиж" эту мысль наглядно подтверждает: более тяжелые кольца "замедляют" удилище.
Наиболее яркие примеры несоответствия между строем и действием можно найти среди удилищ легкого и сверхлегкого классов. Зачастую, девятифутовая модель с тестом до 10 г "проходит" как "extrafast", и в статике впрямь гнется четко в области вершинки, но тряхнешь ею-а она вся долго-долго дрожит, как осиновый листок...
Напротив, среди спиннингов из высокомодульного "угля" есть и такие, что при значительных статических нагрузках гнутся почти от самой рукоятки, и их строй попадает в категорию "moderate", т.е. "средний". А вот в динамике - они близки к категории "extra-fast": после встряхивания, хлыст быстро, почти без переколебаний, возвращается к исходному положению. Как следствие, удилище и бросает очень хорошо, и с чувствительностью нет проблем, да и с выва-живанием тоже. Из тех моделей, которыми я пользуюсь сейчас, могу назвать здесь в качестве характерного примера трехметровый CD Sunrise.
Следует также заметить, что и среди спиннингов эконом-класса встречаются такие, у которых строй и действие заметно (и очень кстати) не совпадают. Как-то за призовое место на соревнованиях мне досталась модель от фирмы Robinson ценою долларов в пятьдесят или чуть более. Она была очень "нервозная" по действию, но при этом на выважи-вании щучки весом под килограмм "отрабатывала" почти всей своей длиной.
На мой взгляд, именно такое сочетание свойств ("средний" в статике и "быстрый"-"сверхбыстрый" в динамике) наиболее выгодно отличает грамотно спроектированный спиннинг из высокомодульного графита от многих других, в том числе и сотворенных из аналогичного исходного материала, но с иной комбинацией строя и действия.
Миф 8 Наиболее солидные на мировом рынке производители удилищ никак не учитывают требования российского потребителя.
Во всем вале производимых в мире рыболовных снастей так или иначе учитывается специфика рынков их сбыта. Рынок номер один, по своей значимости и оборотам, - американский, номер два - японский. Европейский рынок, пусть и наиболее близкий нам как географически, так и по востребованному ассортименту, все же занимает более скромное место. Можно говорить и о нашем рыболовном рынке. Не так давно в журнале "Ком-мерсантъ - Деньги" была даже опубликована аналитическая статья на эту тему.
Текущая особенность российского внутреннего рынка такова, что, за крайне редким исключением, все снасти сколько-нибудь серьезного уровня производятся за пределами страны, что само по себе не предосудительно. Но вот есть мнение, и его несколько раз приходилось слышать, что Россию до сих пор используют как "свалку отбраковки и неликвидов". Имеется в виду то, что нередко на наш рынок попадают некондиционные рыболовные товары или же такие, что попросту не находят своего покупателя в иных странах, для которых они были предназначены. Требования же национального рынка не учитываются зарубежными произво-дителями вообще никак...
Сразу замечу, что и мне известно несколько таких фактов, когда в Россию под видом полноценных завозились некон-диционные снасти, но, во-первых, это происходило в середине 90-х годов. а, во-вторых, имело очень ограниченный масштаб и не отражало общих тенденций. Но самое главное - что в последние несколько лет запросы российского рыболова стали-таки серьезным образом приниматься в расчет зарубежными производителями - как западными, так и восточными. И речь здесь идет не только об отборе определенных позиций из предлагаемого ими ассортимента, но и об изначальной их разработке со строгим учетом наших "технических заданий".
Советую только не обращать внимания на откровенные спекуляции по этому поводу. Ведь если верить отдельным публикациям в периодике, то некоторые крупные заводы в Стране Утренней Свежести живут лишь тем, что воплощают в своих спиннингах "гениальные" идеи наших с вами соотечественников.
Давайте смотреть на вещи более трезво. Здесь и без того есть несколько очевидных фактов и тенденций, которые говорят о том, что отношение к запросам русского спиннингиста поменялось у производителей снастей в лучшую сторону.
Сравните, к примеру, ассортимент продаваемых в России американских спиннингов лет шесть назад и теперь. Мало того, что их общая доля в средней ценовой нише была в несколько раз меньше, главное - тогда днем с огнем было не сыскать длинное удилище. "Восемь с половиной"* - таков, за редким исключением, был "потолок". Что мы имеем сейчас, думаю, нет смысла лишний раз объяснять. При этом в самих Штатах за это время никаких революций не произошло. По крайней мере, больше ловить десятифутовыми спиннингами там не стали. А перемены с их представительством на нашем рынке - в равной мере заслуга как российских дилеров, так и американских производителей и владельцев торговых марок.
Польская фирма Jaxon формирует свой ассортимент спинниго-вых удилищ, как и большинство фирм из Европы, размещая заказы на азиатских заводах. При этом снасти фирмы относятся к средне-дешевой нише.
В 2001 году у "Джексона" появилась модель Extreme, которая быстро завоевала в нашей стране огромную популярность. Через год в их каталоге - другая примечательная серия: Prestige. А в прошлом году - ни того, ни другого, ни чего-то сопоставимого. Как выяснилось, владельцы фирмы сочли модели Extreme и Prestige (со стоимостью каждой около сотни долларов) слишком дорогими и не очень, в силу своего назначения, востребованными для Польши и некоторых других стран, куда поставляются снасти Jaxon.
Но тут раздается решительное: хотим "Экстрим"! - понятно, из какой страны. И похожая модель, РгоПх, появляется в каталоге. С прицелом, прежде всего, на российский рынок. Да и "Экстрим" должен вот-вот появиться.
Показательная история этого ряда связана со спиннингами Composite Developments (CD). Года полтора назад не было даже проекта их разработки и интервенции на наш рынок. Теперь же мы имеем широкую линейку моделей, созданных специально под нужды наших спиннингистов.
Есть сведения, что скоро некоторые фирмы будут поставлять в Россию и так называемые "подписные серии" (signature series). В мире это используется широко и имеет успех у рыболовов, поскольку те получают неплохую гарантию соответствия данной модели выбранному стилю ловли У нас, помнится, успело обратить на себя внимание удилище Shogun. разработаное фирмои Daiwa с учетом специфики французского рынка. Оно несло на себе факсимиле автографа Жака Шавана. Можно ожидать появление "подписных" удилищ, максимально адаптированных под именно наши виды ловли - например, для охоты на жереха или для берегового джига на большой реке. С подписями тех спин нингистов, компетент ность которых едва ли у кого-то сможет вызвать сомнения.